Пребывая в утробе матери, ребёнок постоянно совершает активные действия. У появившегося на свет ребенка движения продолжают оставаться главной и естественной потребностью, нарастающей день ото дня.
Чем больше и адекватно двигается ребенок, тем лучше у него формируется образ собственного тела, активнее развиваются мыслительные процессы и творческое начало, улучшается зрительное и слуховое внимание, тонизируется нервная система, появляется умение управлять своим поведением. Двигательные упражнения способствуют жизненной активности, уверенности в своих силах и полноценному психическому развитию личности ребенка.
Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма, и требует от него умственного, физического и волевого напряжения.
Как правило, произвольные движения у младенцев формируются от центра тела к конечностям и сверху вниз: сначала укрепляются мышцы шеи (умение держать голову), затем – спины (умение приподнимать грудь), бедер (умение сидеть и ползать) и ног (умение стоять и ходить). Годовалый малыш уже достаточно свободно передвигается и многое умеет.
Однако в его движениях пока нет еще уверенности, раскованности, точности, ловкости и координации. Поэтому у детей второго года жизни следует тренировать мышечную систему, развивать моторику тела, рук и ног, укреплять дыхание, совершенствовать и расширять их двигательные возможности, помогать им осваивать более сложные движения, побуждая выполнять их быстро и четко.
Так же важно развивать у детей интерес и потребность в двигательных действиях.
Советы по формированию двигательной активности детей
• Будьте доброжелательны к малышу и искренне заинтересованы в общении с ним.
• Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в движениях.
• Побуждайте малыша выполнять физические упражнения вместе с вами, наблюдая, подражая и творя.
• Малышам интереснее осваивать эмоционально окрашенные движения в играх, игровых упражнениях, сюжетно – ролевых занятиях.
• Желательно сопровождать физкультурные занятия и игры музыкой, песенками, потешками.
• Заинтересовать малыша можно и с помощью предметов (мячиков, обручей, ленточек, сюжетных игрушек и т.п.).
• Для закрепления полученных навыков, необходимо на последующих занятиях многократно повторять игры и упражнения, постепенно привнося в них новизну (повышение темпа, усложнение движений, смена последовательности и прочее).
• Маленькие дети, несмотря на их активность и подвижность, быстро устают от однообразных движений. Поэтому не заставляйте ребенка выполнять одно и то же упражнение несколько раз подряд и чередуйте задания.
• Играть с ребенком можно как дома, так и на улице.
• Поддерживайте, поощряйте и хвалите старания малыша.
• Предлагая игры и занятия, учитывайте индивидуальные, возрастные и физические особенности вашего ребенка.
Показатели развития крупной и мелкой моторики
1 год – 1 год 3 месяца
• Одни ребенок в годик ходит, с трудом удерживая равновесие, при ходьбе поднимает руки, широко расставляет ноги и переваливается из стороны в сторону, часто падает.
• При затруднительных переходах может переходить на ползанье на четвереньках.
• Другой малыш будет уже длительно ходить и переносить игрушку, держа её обеими руками.
• Вползает по наклонной поверхности, сползает, залезает на диван и спускается с него на пол.
• Устойчиво стоит, приседает, выпрямляется, наклоняется, поворачивается, пятится, подползает под препятствия.
• Поднимается по лесенке приставным шагом.
• Ходит по бревну или доске с поддержкой.
• Подражает движениям взрослого или сверстника (поднимает руки, топает ногами, вращает кистями рук и т.д.).
1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев
• Хорошо скоординировано ходит в разных направлениях (прямо, по кругу, огибая предметы, 2-3 шага спиной вперед, переступает через неровности).
• Ходит, перенося в руках предметы, размахивая ими, везя за собой машинку на веревочке или толкая перед собой каталку или кукольную коляску.
• Ходит по слегка наклонной доске.
• Поднимается и спускается по лестнице чередующимся шагом, залезает на шведскую стенку со страховкой.
• Катит мяч в нужном направлении, скатывает его с детской горки, бросает мяч вниз, вперед, вверх, пытается ловить его.
• Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев
• Выполняет разные упражнения по показу, словесной инструкции или самостоятельно.
• Ходит с разным ускорением (быстро, медленно), поворачивает в различных направлениях, бегает семенящим шагом.
• Перешагивает через небольшое препятствие на полу (игрушки, кубики и т.п.).
• Ходит на носочках.
• С поддержкой за руку ходит по гимнастической скамеечке, бревну или по другой ограниченной поверхности.
• Может забросить мяч в корзину, выполнить упражнения с флажками, лентами, кольцами, гимнастическими палками и т.п.
• Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.
• С удовольствием выполняет физкультурные упражнения и играет в подвижные игры.
1 год 9 мес. - 2 года
• Уверенно ходит по неровной дорожке, перешагивает через несколько препятствия.
• Самостоятельно ходит по доске, лежащей на полу.
• Залезает со страховкой на лестницу с перекладинами.
• Бегает в разных направлениях, подпрыгивает.
• Стоит на одной ноге, держась за опору; ходит на носочках.
• Подпрыгивает на месте и с небольшим продвижением вперед.
• Удерживает мяч одной или двумя руками, бросает мяч в цель, ловит мяч двумя руками, скатывает мяч с горки, ударяет по мячу ногой.
• Самостоятельно передвигается на машинке-каталке, отталкиваясь ногами.
Автор: Дарья Колдина